Медиареволюция

Свежее

Роста не будет, но спасет интернет

Логотип Zenith Optimedia Исследовательская компания ZenithOptimedia выпустила свежий прогноз развития мирового рекламного рынка на 2009 и последующие годы. В целом он довольно мрачен и предполагает два варианта развития событий для России: по оптимистичному и пессимистичному сценарию.

По оптимистичному прогнозу, рост рынка рекламы в России в 2009 году составит 5% — гораздо меньше, чем 25% роста, которые наблюдались в России в последние годы. Оптимистичный вариант для России означает сокращение расходов на прессу (изменение -0,7%), радио (-14%), наружную рекламу (-2,9%) и прочие носители (-11,5%). Но он все-таки рынок сохранит позитивную динамику за счет роста объемов ТВ-рекламы (10,8%) и интернета (28,6%).

Пессимистичный вариант развития кризиса предполагает уменьшение объема российского рекламного рынка на 17,5% и сокращения затрат на рекламу во всех без исключения видах медиа. Лидером падения окажется радио (изменение -40%), за ним следуют наружная реклама (-26,9%) и пресса (-22,5%). Объем онлайновой рекламы в этом варианте прогноза уменьшится почти на 10%.

 

Структура российского рекламного рынка (млн рублей)

Вид медиа

2006

2007

2008
прогноз

2009
оптимистичный прогноз

2009
пессимистичный прогноз

Телевидение

85,900

112,500

142,370

157,800

 128,132

Печатные СМИ

44,600

51,900

 59,000

58,600

 45,725

Радио

12,500

15,700

15,700

13,500

 9,420

Наружная реклама

33,100

40,400

 40,400

43,100

 32,441

Интернет

2,900

5,800

8,400 

10,800

 7,569

Прочие носители

1,800 

2,400 

2,600 

2,300

 1,584

ВСЕГО:

180,800

228,700

 272,470

286,100

 224,871
Zenith Optimedia

Рост российского рекламного рынка (%)

Вид медиа

2006

2007

2008

2009
оптимистичный прогноз

2009
пессимистичный прогноз

Телевидение

30,0%

31,0%

26,6%

10,8%

-10,0% 

Печатные СМИ

13,0%

16,4%

13,7%

-0,7%

 -22,5%

Радио

47,1%

25,6%

0%

-14,0%

 -40,0%

Наружная реклама

25,0%

22,1%

9,9%

-2,9%

-26,9% 

Интернет

60,0%

100%

44,8%

28,6%

-9,9% 

Прочие носители

44,0%

33,3%

8,3%

-11,5%

 -39,1%

ВСЕГО:

27,1%

26,5%

19,1%

 5,0%

 -17,5%
Zenith Optimedia

Мировой финансовый кризис сказался и на российском рынке, — объясняют свой пессимизм в ZenithOptimedia. Хотя российская отрасль почувствовала кризис позже, чем западные рынки, но элемент неопределенности так и не исчез. В обоих случаях (и в случае оптимистичного, и пессимистичного развития событий) рекламные бюджеты во всех медиа в ближайшее время вряд ли значительно вырастут. Очевидно, что бизнес уменьшит расходы на рекламу, и темпы роста рынка в любом случае замедлятся.

В 2009 году в России от сокращения рекламных бюджетов в первую очередь заметно пострадают традиционные медиа, — полагают в ZenithOptimedia. Особенность российского рынка такова, что большая часть рекламных бюджетов направляется на ТВ. Поэтому любые сокращения рекламных расходов ощутимо скажутся на радио, прессе и наружной рекламе.

Что же касается новых медиа, и, особенно, интернета, то они могут стать еще более привлекательными. Рекламодатели выбирают онлайновую рекламу как инновационное и дающее точные результаты медиа. А это особенно важно в период спада, когда приходится отчитываться за каждую строчку в бюджете.

Из продуктовых категорий, которые обычно находятся в ТОП-10 российских рекламодателей, сильнее всего кризис скажется на автобизнесе, ритейле и финансовых услугах, — полагают в ZenithOptimedia.

Что же касается мирового рекламного рынка, то уже понятно, что он находится в середине спада, который начался в 3 квартале 2008 года и ускорился в четвертом. ZenithOptimedia понизило свой прогноз изменения мировых затрат на рекламу в 2009 году с 4,0% до -0,2%, так как в развитых странах финансовый кризис перерос в экономический.

По оценкам ZenithOptimedia, затраты на рекламу в Северной Америке в 2009 году снизятся на 5,7%, в Западной Европе — на 1% (предыдущий прогноз полагал, что эти регионы покажут 0,9% и 2,6% роста соответственно). Кредитный кризис также замедлил рост рекламных рынков развивающихся стран, в первую очередь, Азиатско-Тихоокеанского региона и Центральной и Восточной Европы. ZenithOptimedia уменьшил ожидания роста в этих странах на 2009 год с 5,2% до 3,2% в Азиатско-Тихоокеанском регионе, и с 12,7% до всего лишь 1,5% в Центральной и Восточной Европе. Остальные регионы пока что вызывают меньшее беспокойство. «Мы по-прежнему прогнозируем 14,9% рост в Латинской Америке и 11,2% — в остальном мире», — полагают авторы доклада.

Рост объема рекламы в разных медиа (%)

Регион

2007 vs 2006

2008 vs 2007

2009 vs 2008

2010 vs 2009

2011 vs 2010

Северная Америка

2,7%

-3,5%

-5,7%

2,1%

2,9%

- США

2,5%

-3,8%

-6,2%

2,1%

2,8%

Западная Европа

5,8%

0,5%

-1,0%

3,2%

4,1%

Азиатско-Тихоокеанский регион

7,4%

4,6%

3,2%

5,8%

5,5%

Центральная и Восточная Европа

22,4%

12,0%

1,5%

10,1%

13,6%

Латинская Америка

16,3%

12,1%

14,9%

18,8%

12,8%

Ближний Восток и страны Африки

22,9%

9,7%

11,5%

14,5%

13,1%

ВСЕГО (МИР):

6,9%

1,3%

-0,2%

5,5%

5,8%

ZenithOptimedia

Первые признаки улучшения ситуации на рекламном рынке возможны в третьем квартале будущего года, примерно год спустя после начала кризиса. «В четвертом квартале эта тенденция наберет обороты», — прогнозируют в ZenithOptimedia.

Несмотря на кризис, интернет-реклама продолжает интенсивно развиваться. По ожиданиям ZenithOptimedia, в 2009 году затраты на интернет-рекламу в мире вырастут на 18%, а к 2011-му году их доля в мировом медиамиксе вырастет до 15,6%. Кроме того, по прежнему привлекательными для рекламодателей остаются кинотеатры и наружная реклама.

Доля отдельных медиа на мировом рекламном рынке (%) 

Вид медиа

2007

2008

2009

2010

2011
Газеты

27,1%

25,4%

23,8%

22,3%

22,1%

Журналы

12,0%

11,5%

11,2%

10,7%

10,4%

Телевидение

37,3%

38,0%

38,3%

38,5%

38,5%

Радио

8,0%

7,6%

7,1%

6,9%

6,7%

Реклама в кино

0,5%

0,5%

0,5%

0,6%

0,6%

Наружная реклама

 6,5% 

6,7%

6,9%

7,0%

7,1%

Интернет

8,6%

10,3%

12,1%

13,9%

15,6%
Zenith Optimedia

Следует также заметить, что в период экономического спада относительно хорошо обстоят дела и у телевидения. Как это уже проявлялось в периоды предыдущих спадов (в 1991-1992 и 2001-2002 годах) рекламодатели будут перемещать свои бюджеты из второстепенных медиа на телевидение, поскольку хорошо знакомы с его возможностями в построении брендов. «В непростые периоды ТВ-смотрение растет, поскольку телевидение предлагает уход от действительности, и, самое главное, является самым дешевым средством развлечения», — сказано в прогнозе. Подъем развивающихся рекламных рынков — где телевидение занимает в общем медиамиксе значительно большую долю, чем на уже развитых рынках — также усиливает мировые позиции ТВ, которое по нажим оценкам в 2010 и 2011 годах займет рекордную долю 38,5% от общемировых затрат на рекламу.

09.12.2008

А также

Рынки

© 2006-2010 Mediarevolution.ru

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru