Медиареволюция
рекламодатели ► рынки ► обзорные статьи

Свежее

AAAAAAAAA

Мир онлайновой рекламы за две недели: дайджест MediaRevolution.Ru

Эксперты комментируют данные АКАР о падении рекламного рынка России, контентные сервисы Яндекса и Мегафона, а также новые проекты 5 ведущих предпринимателей Рунета. MediaRevolution.Ru представляет дайджест статей российской прессы на тему онлайновой рекламы за последние две недели.

Рынки

Логотип АКАР За первое полугодие 2009 года объем рекламного рынка России снизился на 30% до 90 млрд рублей по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, цитируют «Ведомости» данные Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР). По итогам I квартала 2009 г. падение рынка составляло 29%. Рост наблюдается лишь в интернете: по итогам полугодия объем онлайн-рекламы прибавил 5% и составил 3-3,2 млрд руб. Андрей Чернышов, генеральный директор AdWatch/Isobar Russia утверждает, что по итогам года рост рынка интернет-рекламы может составить 25%, так как основные рекламные траты приходятся на IV квартал. Управляющий директор Aegis Media Андрей Брайович также ожидает, что интернет и ТВ в 2009 году кризис затронет в наименьшей степени. Интернет позволяет гибко подходить к планированию медиакомпаний, поэтому в дальнейшем доля этих каналов на рекламном рынке будет возрастать, указывает он.

Руслан Тагиев, TNS В последние годы мы наблюдали плавное увеличение доли электронных медиа на фоне постепенного сокращения доли традиционных СМИ, комментирует данные АКАР гендиректор группы компаний TNS Россия Руслан Тагиев в статье для Slon.Ru. По его словам, все внимание сегодня приковано к новым носителям, в первую очередь, к интернету. По данным АКАР, рекламная доля последнего за второе полугодие выросла на 5%, и по сравнению с показателями 2008 года — и это существенный рост. В данной ситуации традиционные медиа должны более внимательно анализировать свою рекламную политику и работать над созданием новых эффективных рекламных моделей, — отмечает эксперт.

Аудитория

Отныне российский рынок фиксированного широкополосного доступа в интернет (ШПД) будет расти за счет регионов. С конца марта по конец июля численность пользователей проводного ШПД в Москве выросла на 2%, в Петербурге — на 3%, а в остальных регионах России — на 10%, сообщают «Ведомости». У двух из трех крупнейших провайдеров ШПД в Москве — «Вымпелкома» и «Комстар-ОТС» — вновь подключившихся квартир оказалось меньше, чем тех, которые перестали оплачивать ШПД, так что эти компании показали чистый отток абонентов. «Вымпелком», по данным AC&M-Consulting, потерял за месяц 5900 московских абонентов. Пресс-секретарь Ксения Корнеева объясняет это не только летним сезоном, но и начавшимся переходом пользователей сети WiFi на беспроводные USB-модемы, с помощью которых можно подключить к интернету ноутбук.

Логотип J'son&Partners Количество пользователей мобильного интернета в России выросло за полугодие на 126% — до 46,3 млн человек, сообщает «Газета» со ссылкой на исследование J'son & Partners. После США, Великобритании и Италии Россия занимает четвертое место в рейтинге стран с наибольшим количеством владельцев сотовых телефонов, пользующихся мобильным интернетом, посчитали в Nielsen. В России 11,2% пользователей мобильной связи входят в интернет с мобильных устройств.

Ресурсы

Нынешние топ-менеджеры Рунета учатся работать в новых условиях, сообщает «Секрет Фирмы» в своей статье о пяти успешных предпринимателях Рунета. Аркадий Волож собирается захватить еще свободные рынки стран СНГ, глава IMHO VI Арсен Ревазов готовит предложения в сфере контекстной рекламы, Феликс Мучник начинает новый проект в офлайне. Альберт Попков развивает новый проект — сайт о банковских продуктах — в надежде, что на специализированном ресурсе будет проще собирать рекламу, чем на популярных «Одноклассниках».

Логотип Яндекса «Яндекс» запустил сервис онлайн-вещания музыки. Весь контент будет лицензионным и бесплатным для пользователя, сообщают «Ведомости». Затраты на покупку музыкальных каталогов «Яндекс» окупит за счет выручки от продажи контекстной рекламы (основная статья доходов компании), говорит представитель «Яндекса» Михаил Ушаков. В каталоге Universal Music, доступ к которому получил «Яндекс», 150 000 произведений, а в каталоге EMI — несколько сотен тысяч. 

Логотип Мегафона «Мегафон» готовится запустить портал «Трава», где будет продаваться лицензионный мультимедийный контент, сообщают «Ведомости». Ресурс планирует зарабатывать не только на продаже контента, но и на мобильном трафике и рекламе. По оценке директора департамента интерактивных услуг МТС Ярослава Свинцова, продажи принадлежащего MTC аналогичного портала Omlet.ru уже как минимум достигли того же уровня, что у музыкальных магазинов Fidel и SoundKey. По словам партнера AC&M-Consulting Оксаны Панкратовой, операторы могут зарабатывать на неголосовых услугах в интернете $2-5 млн. На продаже мобильного контента операторы в первом полугодии 2009 г. заработали 14,73 млрд руб., из них 36% пришлось на МТС, 30% — на «Мегафон», 26% — на «Вымпелком».

Логотип Uravo-tv Новый интернет-ресур кинотеатр Uravo.tv хочет осчастливить интернет-пользователей «халявными» и легальными советскими и российскими фильмами. Платить за это будут рекламодатели, которые должны клюнуть на новую технологию для рекламных роликов — гипервидео, сообщает Секрет фирмы. В каждом фильме зритель увидит шесть роликов по 15-30 секунд и до десятка баннеров, это должно вывести проект на операционную окупаемость к концу 2009 года. В отличие от ТВ пользователь может выбирать варианты развития сюжета рекламы, кликая мышкой на различные объекты на экране. Возможен и более футуристический вариант рекламы — например, продакт-плейсмент в советских фильмах с помощью нового видеопотока (Штирлица, курящий Davidoff). Пока, правда, на гипервидео клюнул только один рекламодатель — интернет-аукцион «Молоток», для которого Uravo сам же и сделал несколько гиперроликов.

Логотип Вконтакте Социальная сеть «Вконтакте» приобрела доменное имя vk.com, пишут «Ведомости». Как пояснил изданию исполнительный директор «Вконтакте» Лев Левиев, социальная сеть готовится к выходу на мировой рынок и уже к октябрю 2009 года выйдет в версиях на 12 языках. «Вконтакте» насчитывает более 42 миллионов пользователей. К настоящему моменту сайт vkontakte.ru доступен на четырех языках: помимо русского, это английский, украинский и белорусский языки.

Юрий Мильнер, Digital Sky Technologies Юрий Мильнер, совладелец и председатель совета директоров компании Digital Sky Technologies, дал интервью «Секрету фирмы», где рассказал, как сделать рекламу кастомизированной. «Объявления, которые появляются на вашей странице в Gmail, не такая уж безобидная вещь — эту подборку делает робот, он читает ваши письма и на лету вставляет на страницу то, что считает адекватным содержанию письма. Но есть и другие способы привязать рекламу к интересам пользователя, не читая его писем. Социальные сети — шаг именно в этом направлении. Они пользуются информацией, которую человек сам о себе добровольно предоставляет. Будущее именно за такими порталами. Mail.ru тоже идет к этому», — прогнозирует он.

ЖЖ--юзер Другой, юзерпик Лидер рейтинга посещаемости, известный интернет-блогер Рустем Адагамов (drugoi) стал первым представителем рунета, приглашенным в кремлевский пул, сообщает «Коммерсантъ». По данным регулярно обновляющегося рейтинга блогов, дневник Рустема Адагамова остается самым популярным в рунете — к настоящему моменту на него подписаны более 39 тыс. человек. В основном в его дневнике размещены его собственные фотографии, а также от ведущих мировых фотоагентств.

Рекламодатели

Логотип Mindshare Interaction Десятка крупнейших рекламодателей рунета, представленная в основном автопроизводителями и сотовыми операторами, увеличила свою активность в январе-июне на 88%, до 843 млн руб., сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на агентство MindShare Interaction. Toyota Motor Co. увеличила расходы на онлайновую рекламу почти в четыре раза, до 64 млн руб., Honda — в три с половиной раза, до 100 млн руб., PSA Peugeot Citroen и Nissan — в два раза, до 82 млн и 71 млн руб. Гендиректор MindShare Interaction Дмитрий Ашманов связывает возросшую активность автопроизводителей с необходимостью распродать на фоне падающего спроса закупленные и произведенные в прошлом году автомобили. Для этой товарной категории интернет — наиболее эффективное медиа, утверждает он. Бюджет MTC вырос в 2,5 раза, до 150 млн руб. «Вымпелком» и «МегаФон» увеличили свою активность на 36%, до 62 млн руб., и на 9%, до 60 млн руб. соответственно. «Мы получили от своего агентства выгодные условия, которые позволили нам нарастить свою активность в интернете без увеличения бюджета»,- замечает представитель «Вымпелкома» Ксения Корнеева.

Рунет в последние годы наращивал аудиторию на 30% в год, — пишет в обзорной статье «Секрет фирмы». Но скепсиса по поводу продолжения этого роста становится все больше. «Прирост в 2009 году на стандартные для прошлых лет 30% мне кажется нереальным, более правдоподобно выглядят цифры 15-20%»,- говорит аналитик ComNews Research Артем Акчурин. «К сожалению, в России рынок интернет-рекламы находится на раннем этапе своего развития. Такая реклама эффективна не во всех регионах нашего присутствия». В условиях тотального дефицита средств изменился и подход к размещению рекламы. «Мы все больше ориентируемся на так называемые лиды. Нам важно, чтобы человек не просто увидел наш баннер, а отреагировал на него,- соглашается Николай Белоусов, координатор интернет-продвижения Panasonic.- В результате мы выбираем сайты, которые по нашему опыту дают наиболее качественную аудиторию». Такая ситуация приводит к тому, что реклама в Сети сосредотачивается вокруг определенных типов сайтов. Поисковики, по данным ассоциации «Интернет и бизнес», контролируют до 65% рекламного рынка Сети. Реклама на поисковиках, особенно привязанная к теме поискового запроса пользователя, пока самая эффективная: «кликабельность» объявлений по результатам запросов у крупнейших поисковиков колеблется от 9,6% до 16%.

Затраты рекламодателей на продвижение в блогах выросли на 40% за последний год, но компании по-прежнему не понимают, как работать с блоггерами, и стоит ли им платить, — пишет в обзорной статье Slon.Ru. Сейчас средние затраты на рекламную кампанию составляют $5000 — 10 000, что в два раза меньше, чем в Европе. Успешный пример пиара в социальных сетях — «Клуб владельцев Nokia» в сети «Вконтакте», в котором на сегодняшний день зарегистрировалось уже более 1 млн человек. Это сэкономило компании до 1 млн рублей — столько, например, до кризиса агентства просили за одно только создание группы в «Одноклассниках». В то же время сеть спортивных магазинов «Декатлон», которой маркетинговый бюджет не позволил развернуть полноценную кампанию в интернете, до сих пор не знает, насколько оправданными оказались вложенные в поддержание имиджа несколько десятков тысяч рублей. Даже количество покупок, совершенных в результате проведения кампании, не отслеживалось, не говоря уже о таких эфемерных вещах, как изменение восприятия бренда.

Агентства

В интернет-бизнесе, несмотря на кризис, наблюдается кадровое оживление, сообщает Slon.Ru. В 2008 году вакансий для менеджеров проектов в сегменте «new media» в Москве, по данным «Работа@Mail.Ru», было 30 в месяц, то сейчас их число увеличилось в два раза: до 50 — 60, а количество предложений для менеджеров по продажам в интернете выросло в четыре раза — до 80 — 90 в месяц. В последнее время активно нанимал новых сотрудников Mail.ru. Специалисты по цифровым коммуникациям (в интернет-, мобильных и игровых устройствах) нужны и в рекламных агентствах. Активно искала таких сотрудников группа BBDO: несколько новых работников вышли в Proximity, вакансии креативных сотрудников с «цифровым» опытом работы до сих пор открыты в BBDO Interactive.

07.09.2009

А также

Рынки