Медиареволюция
рекламодатели ► рынки ► обзорные статьи

Свежее

AAAAAAAAA

Победители забирают все

Расходы компаний на рекламу в сети постоянно стабильно увеличиваются последние несколько лет. По данным Jupiter Research, расходы американских компаний на интернет-рекламу в 2005 году возросли на 40%, в 2006 году вырастут еще на 21%, и этот рост будет постоянным еще несколько лет. По данным  IAB и PricewaterhouseCoopers в 2005 году доходы в секторе онлайн-рекламы в США превысили $12,5 млрд., что на 30% больше показателей предшествующего года. Согласно же прогнозу eMarketer, рынок интернет-рекламы в США в 2006 году вырастет до $16.7 млрд.

Быстрые темпы роста наблюдаются и в других странах. Уже по итогам прошлого года объем затрат на интернет-рекламу в Великобритании составлял 13,2% общего объема рекламного рынка страны, что приблизительно равно суммарной доле рекламы в национальных газетах. По прогнозам экспертов GroupM, уже к концу 2006 года доля рекламы в интернете превзойдет долю рекламы в газетах, а в Западной Европе на долю интернета придется 44% совокупного рекламного бюджета компаний региона. Правда, в развивающихся странах «традиционные» СМИ правда пока занимают куда более устойчивые позиции. Так на долю интернет-сектора Восточной Европы в 2006 году, по прогнозам той же GroupМ, придется лишь порядка 4% совокупного рекламного бюджета, а на долю его коллег в Латинской Америке – и вовсе 3%.

Объем российского рынка медийной интернет-рекламы в 2005 году приблизился лишь к $60 млн, что более чем в 200 раз меньше американских показателей. При этом отечественный рынок рекламы в сети демонстрирует взрывной рост. Так, объем рынка медийной интернет-рекламы уже в I полугодии 2006 года, согласно отчету той же АКАР, составил $45 млн, что на 80% (!) больше, чем в I полугодии 2005 года ($25 млн).

Однако, чем более быстрыми темпами растет сектор интернет-рекламы, тем все более очевидной становится грустная тенденция: «сливки» на этом рынке достаются считанным лидерам - крупнейшим порталам и тематическим сайтам с большой аудиторией, остальным же игрокам, образно говоря, приходится подбирать крохи со стола.

В США большие порталы, такие как Yahoo, MSN и AOL набирают все большую популярность у рекламодателей и медиабайеров, замечают в своем недавнем докладе эксперты Deutche Bank. В среднем, по их данным, рекламодатели во втором квартале этого года направляли 32% своего бюджета на размещение рекламы в сети. При этом Yahoo, MSN доставалось порядка 10% совокупного бюджета, а AOL – 7%. Еще в первом квартале 2006 года крупнейшие порталы аккумулировали «лишь» 22% совокупного бюджета рекламодателей на рекламу в сети. Google же набирал свое за счет безоговорочного лидерства в предоставлении услуги поиска по ключевым словам, получая  65% денег, принесенных рекламодателями в этот сегмент.  Для сравнения: на долю его ближайшего конкурента Yahoo досталось лишь 25%, а MSN смогла заработать лишь «жалкие» 8%. 

Google и Yahoo! по итогам 2006 года в совокупности получат более 40% всех доходов от интернет-рекламы в США, предсказывает консалтинговое агентство eMarkerter. Google, по прогнозам агентства, получит 23%, а на долю Yahoo! придется 19%. «Эти две компании доминируют на рынке интернет-рекламы и не собираются сдавать позиции», - отмечает Дэвид Халлерман, старший аналитик eMarketer. Увеличение доли рынка автоматически значит рост доходов. Чистая прибыль Yahoo в 2005 году уже возросла в 2,25 раза по сравнению с 2004 годом до $1,89 млрд. Google, несмотря на замедление роста в целом по рекламной отрасли, заработал $2,46 млрд, что на 77% больше  показателей 2004 года. «Так что в целом мы ожидаем, что «богатые станут еще богаче», -- подчеркивает Хеллерман.

Подобная тенденция наблюдается и в Рунете, где за основные рекламные бюджеты конкурируют представители "большой тройки" - порталы Yandex, Rambler и Mail.Ru, к ним примыкает РБК, а остальные сайты плетутся далеко в хвосте. Это неудивительно, если принмать во внимание тот факт, что эти порталы аккумулируют максимальную долю российской интернет-аудитории. И об этом свидетельствуют не только показатели посещаемости порталов, но и результаты офф-лайновых исследований. Так, к примеру, согласно данным мониторингового агентства «Комкон-2», весной 2006 года Яндексу отдавали предпочтение 59% российских пользователей интернета, Rambler — 54%, Google — 15%, а Mail.ru — 12%.

Такой разрыв позволяет ведущим игрокам на российском рынке интернет-рекламы практически удваивать свои доходы. Чистая прибыль Яндекса по итогам 2005 года поднялась до $13,6 млн.  с 7 млн. долларов по итогам 2004 года, выручка компании составила $35,6 млн. У холдинга Rambler за  год доходы возросли на 69%. Выручка РБК увеличилась на 76% – до $105 млн., а чистая прибыль удвоилась (рост на 116% – до $23 млн), при этом выручка корпорации от рекламы в cети увеличилась на 45% – до $31,7 млн. (данные eGenerator).


04.08.2006

А также

Рынки