Медиареволюция
аудитория ► поведение ► обзорные статьи

Свежее

AAAAAAAAA

Более половины пользователей Рунета совершают покупки в сети

Сколько интернет-пользователей совершает покупки в интернете?

57% имеют опыт покупок в сети.

Исследование РОМИР за первый квартал 2005 года показало, что 42% российских интернет-пользователей посещают сайты интернет-магазинов, из них 41% посетителей совершают покупки.

Результаты исследования службы опросов интернет-аудитории VoxRu.Net еще более оптимистичны: к октябрю 2005 года 57% пользователей имели положительный опыт покупок, а 15% регулярно пользовались интернет-магазинами. Причем с 2002 года доля покупателей интернет-магазинов существенно увеличилась.

Покупаете ли Вы товары через интернет? Данные VoxRu.Net 2002-2005 


Зачем посещают интернет-магазины?

Для совершения реальных покупок или для получения информации о товарах и ценах.

По данным РОМИР, 41% посетителей интернет-магазинов регулярно совершают там покупки, а 45% просто прицениваются.

Среди реальных покупателей преобладают люди старше 25 лет (среди 25-34 летних каждый второй является покупателем, среди 35-44 летних покупателей - 48%), с высоким доходом, высшим образованием, жители Московского региона (более половины москвичей, заходящих на сайты Интернет-магазинов, делают покупки как минимум раз в месяц). Посетители, не совершающие покупок - это молодежь и лица со средним и низким уровнем дохода.

Доля реальных покупателей среди посетителей интернет-магазинов разного возраста. Данные РОМИР 

Кто пользуется интернет-магазинами?

Пять групп покупателей.

Исследователи из VoxRu.Net разделили аудиторию Рунета на пять основных групп в зависимости от ответа на вопрос "Сколько раз за последние полгода Вы совершали покупки в интернет-магазинах?

 

I Постоянные активные покупатели (11%-15% интернет-аудитории) совершающие одну и более покупку в месяц.

II Постоянные умеренные покупатели (49%-57%), совершающие менее одной покупки в месяц.

III Потерянная аудитория (5%-2%), имевшие опыт покупок в Сети, но не желающие его продолжать.

IV Потенциальные покупатели (23%-21%), не имевшие опыта покупок, но желающие попробовать.

V Неперспективная аудитория (12%-5%), не имевшие опыта и не планирующие его приобретать.

 

По данным VoxRu.Net, доля активных покупателей выросла в период с 2002 до 2005 в 1,6 раза (с 9% до 15%), а доля постоянных умеренных покупателей - в 1,7 раза (с 32% до 57%). Во столько же раз сократилась доля тех, кто еще только собирается отправиться в Интернет за покупками (с 35% до 21%), и тех, кто не собирается этого делать (с 24% до 7%).

Отрадный показатель для действующих интернет-коммерсантов - доля разочаровавшихся покупателей (потерянной аудитории) не превышает 3%.

 

Более детальный анализ демографических характеристик каждой группы показал что:

1) Женщины больше покупают, но чаще обижаются на плохой сервис.

Среди покупателей интернет-магазинов доля женщин больше, чем среди интернет-пользователей в целом. Это может быть связано с тем, что женщины вообще имеют большую склонность к совершению покупок. Доля женщин больше среди активных покупателей (48%), а также среди разочаровавшихся в интернет-магазинах (55%).


Гендерный состав различных групп покупателей интернет-магазинов. Данные VoxRu.Net
 

2) Самые активные покупатели средних лет, молодые больше прицениваются.

Наиболее активны в совершении покупок он-лайн пользователи в возрасте 25-34 лет. Среди пользователей более старшего возраста (35-44) велика доля постоянных умеренных покупателей.


Возрастной состав различных групп покупателей интернет-магазинов. Данные VoxRu.Net


3) Образованные интернетчики покупают больше.

Покупательская активность связана с уровнем образования интернет-пользователей. Доля постоянных активных покупателей достигает максимума среди пользователей с высшим образованием, а среди пользователей с уровнем образования не выше среднего достигает максимума потенциальная (24%) и неперспективная (7%) покупательская аудитория. Внутри каждой покупательской группы распределение по уровню образования также различно:


Распределение по уровню образования внутри различных групп покупателей интернет-магазинов. Данные VoxRu.Net 

4) Чем больше доход и ответственнее пост, тем активнее покупатель.

В наибольшей степени покупательская активность связана с материальным положением интернет-пользователей, со сферой занятости и уровнем месячного дохода.

Предприниматели и руководители наиболее представлены среди постоянных активных покупателей, специалисты и служащие – среди постоянных умеренных покупателей, учащиеся – среди потенциальной аудитории покупателей. Это согласуется с данным РОМИР, согласно которым среди посетителей, которые только смотрят на товары, но ничего не покупают, значимо больше неработающих и меньше руководителей и предпринимателей.

По мере роста дохода, доля постоянных активных и умеренных покупателей растет, а потенциальной и неперспективной аудитории снижается. Распределение по доходам внутри каждой группы представлено ниже:


Распределение по доходам внутри различных покупательских групп. Данные VoxRu.Net


Сколько тратят в интернет-магазинах?

Активные покупатели тратят $301-500 за полгода.

Размеры денежных затрат на покупки в интернет-магазинах существенно связаны с активностью покупателей.

По данным VoxRu.Net средний полугодовой размер затрат представителя постоянной активной аудитории находится в интервале 301-500$, а постоянной умеренной - в интервале 51-100$.

В целом же, 57% умеренных покупателей потратили за полгода не более чем по 100$, а 76% активных покупателей - не менее чем по 100$. Таким образом, на одного активного покупателя, понесшего наибольшие расходы за последние полгода, приходится почти пять умеренных покупателей.


Полугодовые затраты на интернет-магазины. Данные VoxRu.Net 


Что покупают?

Книги, компьютеры и бытовая техника – покупают чаще всего.

По данным РОМИР - в интернете чаще всего покупают книги, канцтовары, компьютеры и бытовую технику.


Предпочтительные покупки в интернет-магазинах. Данные РОМИР 


По данным МАСМИ - лидируют книги, ПО, диски и мобильные телефоны.


Предпочтительные покупки в интернет-магазинах. Данные MASMI 

Это происходит по нескольким причинам:

1) В интернете чаще совершают обдуманные, а не импульсные покупки. Покупка всех перечисленных товаров совершается только после получения о них полной информации

2) В интернете товар невозможно потрогать. Для покупки всех перечисленных товаров достаточно аннотаций, приведенных на сайте.

3) В Интернете товар легче выбрать. Каждая из товарных категорий, названных выше, включает массу товаров-аналогов, которые сравнить онлайн проще, чем лично объезжать десятки магазинов.

 

Исследования РОМИР также подтвердили, что представители сильного пола чаще покупают компьютеры и комплектующие, а представительницы прекрасного пола - книги, билеты в театр и на концерты, а также косметику и парфюмерию.
Молодежь (14-17 лет) несколько чаще, чем выборка в целом, покупают компьютеры, ПО и диски с фильмами, а 25-34 летние чаще приобретают билеты в театры и на концерты. Покупатели старше 35 лет предпочитают бытовую технику, косметику и продукты.

 

Где покупают?

В 2005 году лидировали интернет-магазины Спортмастер, Ozon и Комус.

По абсолютному рейтингу (среди всех товарных категорий) первые места занимают Спортмастер.ру (64,8%), Ozon.ru (62,5%) и Комус.ru (61,6%), OTTO.ру (60,8%), Aromat.ru (56,4%), Аптека Онлайн (48,4%), Exist.ru (44,8%), «Умный ребенок» (41,8%), Контрамарка.ру (41,4%), Магазин продуктов «Седьмого континента» (40,8%).


Как оплачивают?

Сейчас - при расчете с курьером магазина, но хотели бы - банковской картой.

По данным VoxRu.Net, наиболее распространенными и удобными для покупателей способами оплаты являются расчет с курьером и оплата наложенным платежом.

В качестве желаемых способов оплаты часто назывались, не получившие еще широкого распространения, оплата по банковской карте и цифровыми деньгами, и оплата с лицевого счета, открытого интернет-магазином.


Предпочтительные способы доставки. Данные VoxRu.Net 

Кто доставляет?

Курьер магазина.

Согласно VoxRu.Net, среди способов доставки товара покупатели предпочитают собственные курьерские службы магазинов и национальные/международные почтовые службы, ими же они хотят продолжать пользоваться в будущем.

 

Почему покупают?

Главным преимуществом интернет-магазинов россияне считают экономию времени.

Исследование РОМИР выявило четыре главные причины, по которым шоппингом предпочитают заниматься в интернет-магазинах:

1) Экономя времени (так ответили 61% покупателей интернет-магазинов

2) доставка товара на дом (так ответили 51% покупателей)

3) Широта ассортимента (47%)

4) Экономия денег (37%)

Исследование также показало, что для москвичей и респондентов с высокими доходами экономия времени и доставка товаров на дом являются более значимыми и привлекательными, чем для респондентов из регионов. А молодежь до 24 лет больше всего ценит возможность найти редкий товар.

Источники:

 

Данные исследования VoxRu.Net «Аудитория интернет-магазинов» (ноябрь 2005) в формате .pdf.

Отчеты РОМИР (2005):

- Аудитория интернет-магазинов;
- Товары, которые покупают в интернет магазинах;
- Преимущества и недостатки интернет-магазинов.

Результаты девятой волны исследования MASMI Online Monitor (ноябрь-декабрь 2005) в формате .pdf.

22.05.2006

А также

Поведение